
Собственно, сами мотоциклетные компании спешат на помощь тем, кто
запутался в дебрях терминологии. Ducati назвала свой
сверхуниверсальный мотоцикл Multistrada - в переводе с итальянского
«вседорожник». А Kawasaki изобрела составной термин Versys, от
versatile system - «универсальная система». Но, чтобы потом не
возникло тех коллизий, что ныне окружают термин «джип», лучше взять
не привязанное к определенной марке слово. Тем более что у
автомобилистов уже используется термин для универсального автомобиля
с задатками вседорожника: кроссовер, от английского cross-over -
«пересечение».

Что отличает мотоцикл-кроссовер? Унаследованный от туристских эндуро
высокий силуэт, увеличенные хода подвесок. Но вместе с тем эти
машины начисто лишены внедорожных амбиций, о чем недвусмысленно
говорят их колеса: литые, 17-дюймовые, с шинами асфальтового
характера. Скорее, это мотоциклы для любых дорог, вседорожники.
Конструкторы Ducati Multistrada не только создали первый мотоцикл,
наиболее четко воплотивший признаки класса, но и подобрали ему
удачное название.

Надо сказать, что в процессе своей эволюции туристские эндуро
максимально приблизились к облику и функциональности кроссовера.
Трудно представить себе, что кто-то всерьез вознамерится штурмовать
бездорожье на Honda Varadero или Suzuki V-Strom. Но именно пример
Ducati подтолкнул другие компании к тому, чтобы строить мотоциклы
а-ля эндуро совершенно без амбиций покорителя грязи. Показательный
пример - то преображение, которое претерпел мотоцикл Triumph Tiger.
В сезоне 2007 года он окончательно распрощался с обликом всепроходца
- новая модель «сложена» из агрегатов дорожных моделей Speed Triple
и Sprint ST.

Возможны и обратные метаморфозы: Benelli Tre-K, представленный годом
ранее как кроссовер, в 2007 году обзавелся внедорожной модификацией
Amazonas. Хотя трудно ожидать качеств внедорожного «бойца» от
изначально шоссейного мотоцикла - даже несмотря на «зверский» обвес
и шины с развитыми грунтозацепами.
Свою версию кроссовера представила также итальянская компания Moto
Morini. Модель ММ 3 пока заявлена как концептбайк. Впрочем, вся
футуристичность этой машины сводится лишь к обилию электронной
начинки - электронная система управления дроссельными заслонками,
тормозная система с АВS, противобуксовочная система. Зато знатоки
отмечают в этом мотоцикле фирменные черты знаменитой Moto Morini 3
1/2, принесшей славу фирме в 70-е годы прошлого столетия.

Единственный среди новинок 2007 года кроссовер средней кубатуры (и
он же единственный кроссовер от японского производителя) - Kawasaki
Versys. Машина построена на агрегатах 650-кубового родстера Kawasaki
ER-6, у которого взяты силовой агрегат (дефорсированный в сторону
увеличения тяги на средних оборотах коленчатого вала), рама,
элементы задней подвески с расположенным сбоку моноамортизатором,
17-дюймовые колеса, тормоза с лепестковыми дисками. Впрочем,
довольно много и оригинальных узлов (таких, как регулируемая
передняя вилка перевернутого типа), а внешний облик вполне зауряден.

Предельно близко к кроссоверам находятся мотоциклы другой группы,
стремительно набирающей популярность, - гипермотарды. Чтобы понять
разницу между этими машинами, достаточно сравнить Ducati Multistrada
и построенный на его агрегатах Ducati Hypermotard. Технические
различия минимальны: легкий алюминиевый подрамник вместо заднего
«конверта» рамы, тормоза с передними скобами радиального типа,
модные Y-образные спицы колес. Но каков стиль! Если первый мотоцикл
- добропорядочный турист (былая эпатажность облика, примелькавшись,
уже утратила остроту), то второй - злобный «антипробочный» снаряд, с
которого безжалостно ампутировано все лишнее. И не важно, что со 180
кг массы мотоцикла между автомобилями особо не попрыгаешь - главное,
опередить конкурентов.

Другая версия гипермотарда - BMW HP2 Megamoto. История этой машины
любопытна: модель НР2 была задумана как настоящий жесткий эндуро для
участия во внедорожных состязаниях. Но уже через несколько месяцев
по требованиям покупателей стали предлагать такую опцию, как
17-дюймовые колеса с шоссейными шинами. А в сезоне 2007 года уже
предлагают полноценный гипермотард с форсированным двигателем,
мощными тормозами и полуобтекателем.

Если отбросить приставку «гипер», то мы найдем еще одного
интереснейшего дебютанта в стане мотардов: KTM 690 Supermoto,
первенца нового семейства австрийских одноцилиндровых мотоциклов
(654-кубовый инжекторный мотор, шестиступенчатая коробка передач,
пространственная рама). В будущем на этой основе появятся и эндуро,
но начало серии с универсального мотарда говорит о многом.

Искусство создания различных моделей на одной элементной базе
продемонстрировал концерн BMW. Новая серия G650X, разработанная
совместно с итальянской компаний Aprilia, состоит из трех моделей:
хард-эндуро Xchallenge, мотоцикла двойного назначения Xcountry и
мотарда Xmoto. Причем у всех трех машин - одинаковые силовые
агрегаты от австрийской фирмы Rotax (известные по семейству F650),
стальные рамы, но совершенно различные подвески, тормоза и наружный
обвес колес.
А чемпионом по универсальности можно назвать концепт-байк Husqvarna
STR650 CRC. Созданный знаменитым конструктором Массимо Тамбурини
аппарат объединяет в себе черты агрессивного супермотарда и
цивильного родстера. Уникальной особенностью этого концептуального
мотоцикла является встроенный в раму эксцентрик, изменяющий
параметры шасси.