Главная тенденция последних лет в развитии спортивной мототехники -
всеобщий переход на четырехтактные двигатели, что всячески
поддерживается ФИМ и многими национальными ассоциациями мотоспорта.
В первое время на мотоциклы с «двухтактниками» не стали вводить
прямой запрет, сработав тоньше: объединив двухтактные мотоциклы в
одну группу с четырехтактными вдвое большего рабочего объема.
Такой подход принес свои плоды. Если европейские компании еще
продолжают модернизацию и разработку кроссовых мотоциклов и эндуро с
двухтактными моторами, то японские концерны целиком переходят на
четыре такта. В последние годы они перестали заниматься
модернизацией двухтактных «кроссачей», а руководители концерна Honda
объявили о скором прекращении их производства. Эта же компания стала
первой, выпустившей на рынок полноценный юниорский кроссовый
мотоцикл Honda CRF150R с четырехтактным двигателем. По правилам он
будет соревноваться в одной группе с мотоциклами с 85-кубовыми
двухтактными двигателями.
Приверженцы двухтактных двигателей не сдаются. Они ведут упорную
борьбу за более приемлемые коэффициенты пересчета рабочего объема, и
такие ставки уже кое-где принимаются - пока на уровне национальных
федераций.
Вторая тенденция последних лет - это переход на легкие сплавы в
конструкции рам. С дебютом новейших моделей Suzuki и Kawasaki
завершилось перевооружение японских кроссовых мотоциклов самых
распространенных кубатур 250 и 450 см3 - теперь все модели,
оснащенные четырехтактными моторами, имеют рамы из алюминиевого
сплава. Более того: такие рамы и у новейших спортивных эндуро. А вот
европейцы придерживаются традиционной легированной стали. Одно из
немногих исключений - итальянский Benelli BX450. Впрочем, этот
кроссовый мотоцикл пока не вышел из стадии прототипа.
Когда несколько лет назад компания Aprilia представила серию
спортивных мотоциклов с двухцилиндровым V-образным двигателем,
возникли опасения, что новинка приведет к дорогостоящей «гонке
вооружений». Пока эти опасения не оправдываются. Видимо,
высокооборотный двухцилиндровый мотор гораздо лучше подходит для
гонок «супермото» (где Aprilia и пожинает заслуженные лавры), чем
для внедорожных соревнований. В сезоне 2007 года компанию моделям
супермото SXV и эндуро RXV составили новые модификации для
кантри-кроссов RXV Rally и кроссовая версия MXV.